Лекции и книги Александра Хакимова

Чтобы пойти верным путем познания, нужно с самого начала знать хотя бы теоретически, что Я не есть тело, что Я есть дух, постижение которого дано только человеку.

Александр Хакимов. Книга "Уровни сознания".

"Ведическая космография и астрономия". Глава 2. Часть 3


"Ведическая космография и астрономия". Глава 2.  Часть 3
24 Июня, 2022
"Ведическая космография и астрономия". Глава 2. Часть 3

Ричард Томпсон

«Ведическая космография и астрономия». Глава 2. Часть 3.

 2. ВЕДИЧЕСКАЯ ФИЗИКА: ПРИРОДА ПРОСТРАНСТВА, ВРЕМЕНИ И МАТЕРИИ.

2.3. МИСТИЧЕСКИЕ СИДДХИ.

Восемь мистических сиддх являются ярким свидетельством того, что живые существа могут действовать на разных уровнях сенсорных возможностей, если высшие силы наделяют их в различной степени изначальными потенциями Кришны. Шрила Прабхупада дает следующее описание некоторых мистических сил:

«К примеру, йог-мистик может, используя солнечные лучи, попасть на Солнце. Это совершенство называется лагхимой. Йог способен дотронуться пальцем до Луны. Современные астронавты используют для полетов на Луну космические корабли и сталкиваются при этом с многочисленными трудностями, тогда как человеку, обладающему мистическими способностями, достаточно протянуть руку, чтобы коснуться Луны пальцем. Эта сиддхи называется прапти («приобретение»). Прапти-сиддхи дает возможность совершенному йогу-мистику дотянуться не только до Луны, но и до любого другого места и взять оттуда то, что ему понравится. Он может находиться за тысячи километров от какого-то сада, но стоит ему захотеть, и у него окажется плод оттуда». (НП, стр. 11–12)

Прапти-сиддхи – это совершенный пример расширения связи между локальными пространствами. Представьте себе йога на Земле, который протягивает руку, чтобы дотронуться до Луны. Разве он чувствует, что его рука поднимается через атмосферу и пересекает тысячи миль космического пространства, растягиваясь в длину на колоссальное расстояние? Едва ли это вообще возможно. Мы думаем, что на самом деле эта сиддха позволяет йогу непосредственно достичь любого желанного места, что в свою очередь требует многомерных связей между регионами, удаленными друг от друга на значительные расстояния. Идея всего этого такова, что Кришна всегда имеет прямой доступ ко всем локализованным пространствам, и по Его милости эта способность к непосредственному доступу может быть дарована в той или иной степени разным живым существам.

Следующие стихи в Одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам» (11.15.1013) говорят о том, что сиддхи обретаются при помощи частичной реализации энергий, свойственных Кришне:

  1. Анима – стать мельче мельчайшего. «Тот, кто поклоняется Мне (Кришне) в моей атомной форме, охватывающей все тонкие элементы (бхута-сукшма и танматра), сосредоточив свой ум исключительно на ней, обретает мистическое совершенство анима».
  1. Махима – стать больше величайшего. «Тот, кто погружает свой ум в определенную форму махат-таттвы и так медитирует на Меня как на Высшую Душу всего материального бытия, достигает мистического совершенства махима».
  1. Лагхима – стать легче легчайшего. «Я пребываю внутри всего, и потому Я – сущность атомных частиц материальных элементов. Зафиксировав свой ум на Мне в этой форме, йог может обрести совершенство лагхима, с помощью которого он осознает тонкую атомную субстанцию времени».
  1. Прапти – приобретение чего-либо. «Сосредоточив свой ум полностью на Мне внутри элемента ложного эго, возникшего из гуны благости, йог достигнет мистической силы приобретения, благодаря которой он становится господином чувств всех живых существ. Он достигает такого совершенства, потому что его ум поглощен Мной».

Подобные утверждения сделаны по поводу и прочих четырех сиддх. При этом в комментарии на ШБ 11.15.13 поясняется: «Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур утверждает, что те, кто домогается таких совершенств, не концентрируя свой ум на Всевышнем Господе, наслаждаются лишь грубыми и низшими отражениями этих мистических потенций».

2.4. ДЕЯНИЯ ПОЛУБОГОВ, ЙОГОВ И РИШИ.

В «Шримад-Бхагаватам» есть множество упоминаний о мистических силах полубогов, йогов и риши. Эти живые существа, очевидно, наделены более высокоразвитыми сенсорными силами, чем обычные люди, и они также способны действовать в более широкой сфере бытия по сравнению с пространственно-временным континуумом нашего повседневного опыта. (Заметьте, что, согласно ведической трактовке, мы используем термин «сенсорный» применительно к чувствам восприятия и чувствам действия).

Типичный обитатель высших планет имеет продолжительность жизни 10000 небесных лет, причем каждый день и каждая ночь равны шести земным месяцам (ШБ 4.9.63 комм.). Однако многие полубоги живут гораздо дольше. Например, Индра и ему подобные существа занимают руководящие посты во вселенской администрации на протяжении одной манвантары или 71х12000 небесных лет, стало быть продолжительность их жизни значительно больше, чем у среднего небожителя.

Полубоги способны принимать любую нужную им форму (ШБ 8.15.32 комм.) и по желанию появляться и исчезать перед обыкновенными людьми. Так в ШБ 9.21.15 повествуется, что полубоги, такие как Господь Брахма и Господь Шива, явились в человекоподобной форме перед Махараджей Рантидевой, а в ШБ 1.12.20 комм. рассказывается, что Индра и Агни появились перед Махараджей Шиби в форме орла и голубя. Есть также многочисленные отрывки «Бхагаватам», которые описывают, как полубоги, обладающие большим количеством кармических заслуг, могут появляться и исчезать по желанию перед менее значительными полубогами. Например, гуру Индры, Брихаспати, сделал себя недоступным для царя небес, когда тот оскорбил его (ШБ 6.7.16).

Наш тезис таков, что способность появляться и исчезать, это не «просто признак мистической силы». Скорее, здесь мы видим важное свойство физического мира, в котором живем. Этот мир таит множество феноменов, которые недоступны для наших обыкновенных чувств, но которые доступны для более высокоразвитых существ, например, полубогов. Во вселенной существует иерархия уровней многомерности, и существа более высокого уровня развития могут действовать внутри большего континуума, чем существа более низкого уровня. Духовная сфера Вайкунтхи и Голоки Вриндаваны находится на еще более высоком уровне. Поэтому Брахма, наивысший полубог в материальной вселенной, был совершенно сбит с толку, когда Кришна явил ему духовный мир.

В ШБ 1.16.3 говорится, что на жертвоприношениях царя Махараджи Парикшита даже обычный человек мог видеть полубогов. Из этого следует, что в ведические времена полубоги часто наведывались на Землю и поддерживали различные отношения с людьми. Все же, как правило, только квалифицированные личности были способны видеть их. Даже недавно, после рождения Господа Чайтаньи, полубоги, чтобы прославить Господа, приходили в дом Джаганнатхи Мишры, оставаясь невидимыми (ЧЧ АЛ 14.7681). Во многих местах «Бхагаватам» выражена идея, что благодаря духовному развитию человек может расширить возможности своего чувственного восприятия и, как следствие, ощущать более широкий спектр явлений окружающего мира. (При этом подчеркивается, что такие развитые способности нельзя использовать для наслаждения чувств, потому что из-за этого человек не достигнет истинной цели жизни). Примером таких сверхчеловеческих способностей является эпизод в «Бхагаватам», где Нарада Муни наставляет Махараджу Дхруву, что, практикуя повторение мантры ом намо бхагавате васудевайа, тот вскоре «сможет увидеть совершенных людей [кхе-чаран], парящих в небе». (ШБ 4.8.53)

Один из методов, которым иногда пользовались при перемещении между высшими планетами и Землей, упоминается в ШБ 3.8.5. комм. Там рассказывается, что великие мудрецы могут путешествовать от Сатьялоки до Земли по реке Ганге, которая течет по всей вселенной. Шрила Прабхупада утверждает, что такая форма путешествия возможна по любой реке с помощью мистической силы. Едва ли будет правильным сравнивать этот метод путешествия с плаванием вверх или вниз по течению на гигантские дистанции, да и связь между земной Гангой и ее небесной частью нам не видна. Мы полагаем, что такой процесс путешествия подразумевает многомерные связи между локализованными пространствами и что река служит своего рода маяком для навигации такого многомерного перемещения. В случае с Гангой перемещение реки с высших планет до Земли также должно быть многомерным.

В книге «Кришна, Верховная Личность Бога» (том 2, глава 8, стр. 87-88) есть описание йогини Читралекхи, которая отправилась в путешествие в открытом пространстве из Шонитапуры в Двараку и забрала спящего Анируддху обратно в Шонитапуру. Это другой тип путешествия, который, очевидно, подразумевает многомерные связи для его осуществления.

В ведических шастрах рассказывается о многих чудесных событиях, которые происходили на Земле в далеком прошлом. Речь идет о явлениях, которые мы не наблюдаем сегодня. Резонно возникает вопрос, почему они происходили когда-то в древности, но не происходят сейчас? В «Бхагаватам» дается следующее объяснение: еще до наступления Кали-юги природные процессы на Земле протекали в другом режиме, не так, как сейчас (см. ШБ 1.4.17 комм.). В те времена возможности чувственного восприятия у живых существ были гораздо шире, и такие высокоразвитые гуманоиды, как полубоги, регулярно наведывались на Землю. Иными словами, земное пространство людей было более тесно связано с высшими материальными и духовными мирами, но с началом Кали-юги все изменилось.

На основе этой идеи можно реконструировать историю человечества за прошедшие пять тысяч лет: после начала Кали-юги контакты между землянами и обитателями высших миров прервались, а средний уровень развития чувственного восприятия у людей стал в разы ниже. В течение длительного исторического периода люди все еще продолжали верить в чудесные события прошлого благодаря авторитету традиции их предков. Но из-за отсутствия вещественных доказательств, полученных от представителей высших миров, и естественной человеческой склонности обманывать себя и других, традиции в различных частях планеты становились все более косными и консервативными, и люди постепенно утратили в них веру. Наконец, наступила современная эпоха просвещения, где к древним традициям относятся как к бесполезной мифологии, и современные люди пытаются развивать знания с помощью нынешних несовершенных чувств.

 


Интересно знать..
  • Веды
    Веды
    Веды

    В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества

    Читать далее
  • Книги
    Книги
    Книги

    Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.

    Читать далее
  • Лекции \ Семинары
    Лекции \ Семинары
    Лекции \ Семинары

    Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.

    Читать далее
  • Храм Ведического Планетария
    Храм Ведического Планетария
    Храм Ведического Планетария

    В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.

    Читать далее