Лекции и книги Александра Хакимова

Бог – всепривлекающее живое существо, обладатель этого мира. Он создает великое разнообразие энергий и форм, чтобы человек наслаждался своей свободой выбора. Но, когда человек исчерпает все свои попытки быть счастливым, он постепенно поймет, что Бог – это его самый лучший выбор.

"Карма" А.Г.Хакимов

"Ведическая космография и астрономия". Глава 3. Часть 2.4


"Ведическая космография и астрономия". Глава 3.  Часть 2.4
30 Июня, 2023
"Ведическая космография и астрономия". Глава 3. Часть 2.4

Ричард Томпсон

«Ведическая космография и астрономия». Глава 3. Часть 2.4

3. ВЕДИЧЕСКАЯ КОСМОГРАФИЯ

3.2. НАША ЗЕМЛЯ

3.2.4. ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ

В ШБ 6.10.16 комм. Шрила Прабхупада пишет, что битва между Индрой и Вритрасурой произошла не у реки Нармады в Индии, как можно было бы заключить из текста, но у ее небесной части. Он говорит, что «пять священных рек Индии – Ганга, Ямуна, Нармада, Кавери и Кришна – все небесные. Подобно реке Ганге, река Нармада также течет по высшим планетным системам». Чтобы такое было возможным, связь между небесной рекой, которую мы можем непосредственно видеть, должна быть многомерной.

Далее, в ШБ 3.21.25 комм., Шрила Прабхупада пишет, что Брахмаварта, где правит Сваямбхува Ману, по мнению одних, считается местом в Индии, а по мнению других – на Брахмалоке. Он говорит: «На Земле есть немало мест, которые известны также на высших планетных системах. Так, например, Вриндаван, Дварака и Матхура находятся на нашей планете, но они вечно существуют и на Кришналоке». Таким образом, область в земной Индии может соответствовать области Брахмалоки на многомерном уровне.

Иногда Шрила Прабхупада проводит параллели, отождествляя регионы Земли с регионами Бху-мандалы и вообще высших планет. Вот некоторые примеры:

1. «Иногда говорится, что часть Бхарата-варши, называемая Кашмир, относится к бхаума-сварге (соответствует восьми варшам Джамбудвипы, отличным от Бхарата-варши), одной из трех разновидностей райских планет (сварга-локи)» (ШБ 5.17.11 комм.).

2. Говорится, что Шивалока, «по свидетельству шастр, находится у подножия Гималайских гор» (ШБ 4.24.22 комм.).

3. Якши (которые ассоциируются с полубогом Куверой) считаются гималайскими племенами, такими как тибетцы (ШБ 4.10.5 комм.).

4. Слова а-манаса-ачалат, в значении «Вплоть до горы Манасы», переводятся как обозначение Арктики (ШБ 4.16.14).

5. «Сапта-двипа – это семь огромных островов, или континентов, расположенных на поверхности земного шара: 1) Азия, 2) Европа, 3) Африка, 4) Северная Америка, 5) Южная Америка, 6) Австралия, 7) Океания» (ШБ 4.21.12 комм.). Подобные утверждения делаются в ШБ 3.21.2 комм. и УШЧ, стр. 106.

Мы полагаем, что идентификации подобного рода либо относятся к многомерным связям между земными и небесными областями, либо восходят традициями, которые возникли благодаря древнему восприятию Земли как высшего мира. Так Господь Шива всегда ассоциируется с Гималаями, и в ведической литературе есть много историй о нем, действия которых разворачиваются в регионе Гималаев. Поэтому естественно думать о Гималаях как о месте обитания Господа Шивы, который может явить себя там преуспевшему йогу. Безусловно, мы не можем рассматривать Шивалоку или Сапта-двипу просто как место в трехмерной земной реальности нашего обыденного опыта.

Астрономические сиддханты также содержат отрывки, отождествляющие регионы Бху-мандалы с частями земного шара. Так «Сурья-сиддханта» описывает гору Меру как маленькую гору на Северном полюсе, а «Сиддханта-широмани» помещает семь двип в Южное полушарие. В своем комментарии на ЧЧ АД 5.111 и ЧЧ МЛ 20.218 Шрила Прабхупада приводит из «Сиддханта-широмани» описание семи двип. Поскольку Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур также цитирует это описание в своем комментарии к «Анубхашье» на эти стихи «Чайтанья-чаритамриты», мы в свою очередь воспроизведем его здесь:

«Большинство ученых-астрономов утверждали, что Джамбудвипа занимает все северное полушарие, простираясь к северу от соленого океана, и что прочие шесть двип и семь океанов... все находятся в южном полушарии.

Южнее экватора находится соленый океан, а южнее его – океан молока... где вездесущий Васудева, к чьим лотосным стопам в почтении склоняются Брахма и все боги, пребывает в своей благословенной обители.

За океаном молока последовательно расположены океаны йогурта, гхи, сока сахарного тростника и вина, последний – это океан сладкой воды, который омывает Вадаваналу. Паталалоки, или адские регионы, образуют вогнутый пласт Земли» (СШБ1, стр. 116).

Следует заметить, что соответствие между земным шаром и Бху-мандалой, описанное в этих стихах из «Сиддханта-широмани», можно выразить в метафорической форме. Точки на плоскости Бху-мандалы можно нанести на земной шар с помощью стереографической проекции. Это стандартный тип проекции карт, при которой страны на изогнутой поверхности Земли изображаются на идеальной плоскости.

В нашем особом случае можно использовать модифицированную полярную стереографическую проекцию, которая помещает Северный полюс Земли в центральную точку на плоскости и преобразует круги широт на Земле в постоянно увеличивающиеся концентрические круги на плоскости. Осуществить такого рода проекцию вполне возможно. Итак:

1. Путь Солнца по Пушкарадвипе проецируется на тропик Козерога.

2. Шесть двип, окружающих Джамбудвипу, проецируются на пояса вдоль параллелей широт в южном полушарии.

3. Экватор делит соленый океан между Джамбудвипой и Плакшадвипой поровну. Таким образом, Джамбудвипа находится в северном полушарии.

4. Основание горы Меру проецируется на Северный полярный круг. Таким образом, гора Меру соответствует «землям полуночного Солнца» севернее Северного полярного круга.

Это соответствие согласуется с описанием двип в «Сиддханте-широмани», а также информацией, данной в «Сурья-сиддханте», о жизни полубогов на горе Меру. Там утверждается, что полубоги воспринимают день и ночь продолжительностью шесть месяцев каждые и что их рассвет и закат происходят во время весеннего и осеннего равноденствия (СС2, стр. 81). Очевидно, что речь идет о Северном полярном круге.

Возникает вопрос: какой смысл в проецировании Бху-мандалы на земной шар? Мы не можем принять это как буквальное описание Земли, поскольку континенты в южном полушарии вовсе не сгруппированы в концентрические круги. Возможно, проецирование имеет отношение к многомерным связям между частями Земли и частями Бху-мандалы. Об этом свидетельствует тот факт, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати обращается к нему, а Шрила Прабхупада, следуя по его стопам, делает то же самое.

Тем не менее, поскольку авторы астрономических сиддхант часто высказывали сомнения по поводу космологии Пуран, кажется вероятным, что это проецирование было для них, по крайней мере, искусственной попыткой заключить эту космологию в трехмерные рамки и с помощью этого придать ей смысл. Поэтому мы полагаем, что, хотя легендарные индийские астрономы, такие как Бхаскара, являлись представителями подлинной ведической традиции астрономии, все же их понимание ведической космологии было несовершенным. Они не понимали многомерную природу структур, таких как Бху-мандала, и, как следствие, они фокусировали свое внимание на тех аспектах ведической астрономии, которые можно легко понять в трехмерных терминах.

В прошлые века многие вайшнавы также испытывали затруднения в своих попытках понять взаимосвязь между Бху-мандалой и земным шаром нашего непосредственного опыта. Это показано в главе 9, где мы цитируем статью вайшнавского комментатора Вамшидхары на эту тему. Если существующая ведическая литература состоит из источников, датируемых эпохой, в течение которой люди непосредственно воспринимали многомерную реальность, тогда неудивительно, что многие утверждения в ней подобны бреду сумасшедшего, с точки зрения нашей грубой сенсорной перспективы. Поэтому разумнее будет следовать примеру ачарьев и просто принимать эти утверждения на веру, чтобы со временем обрести более глубокое понимание. Скептицизм же, напротив, явно не способствует дальнейшему изучению и более глубокому осмыслению.

Мы закончим этот подраздел, упомянув другой принцип соответствия, касающийся ведической космологии, – принцип соответствия между микрокосмом (телом) и макрокосмом (Вселенной и вселенской формой). В ШБ 5.23 о. г. есть утверждение, что «йоги поклоняются планетной системе Шишумаре, которую еще называют кундалини-чакрой». Оказывается, йоги в медитации обычно отождествляли центральную ось Вселенной (которую мы будем обсуждать в главе 4) с рядом чакр спинного хребта. Перемещая вверх по этим чакрам свой жизненный воздух, они подготавливали свои тонкие тела к путешествию по оси Вселенной вверх до Брахмалоки. Эта фундаментальная идея появляется во многих мистических традициях мира, но дальнейшее ее обсуждение здесь увело бы нас далеко в сторону (см. Ш).

 

Веды в печатном формате и книги Александра Хакимова: https://www.ahakimov.com/books.html

“Бхагавад–гита как она есть является квинтэссенцией ведической мудрости. В этом произведении в сжатом виде изложены основные идеи древнеиндийской философии, включающие закон кармы и концепцию перевоплощения души”.

Купить «Бхагавад Гита как она есть»: https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/bhagavad-gita-kak-ona-est.html. Автор: А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Купить «Лёгкое путешествие на другие планеты»: https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/legkoe-puteshestvie-na-drugie-planety.html. Автор: А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Обзор ведических источников, в которых содержатся научные сведения о строении атома и вселенной, а также описываются методы, с помощью которых мудрецы прошлого могли путешествовать во времени и пространстве.

Эта небольшая книга была написана в те годы, когда перед жителями Земли, казалось бы, впервые открылась возможность космических путешествий. Современный человек научился преодолевать земное притяжение, однако поселиться на какой–либо другой планете он не способен. Между тем в ведические времена людям было известно, как стать жителями не только высших материальных планет, но и вечного духовного царства. «Легкое путешествие на другие планеты» представляет собой введение в эту важнейшую сферу научного знания.

Ссылки на упоминания в книге:
Купить «Шримад-Бхагаватам» песнь 3 «Статус кво»:
Часть 1: https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/shrimad-bhagavatam-31.html. Сокровенные истории творения материального мира. Раскрытие тайны вселенской формы Господа.

Часть 2: https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/shrimad-bhagavatam-32.html. История о полном воплощении Господа в облике Варахадевы, вселенского вепря, который спас Землю из вод на дне брахманды (вселенной), водрузив ее на свой клык.

Часть 3: https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/shrimad-bhagavatam-33.html. Об удивительном разговоре между Девахути и воплощением Господа в облике Капилы Муни, который пришел на землю как ее родной сын. Господь Капиладев излагает философию санкхьи, философского познания мира, где все его составляющие раскладываются на отдельные категории, что позволяет увидеть свое отличие от них и познать таким образом свою духовную природу и, в конце концов, увидеться лицом к лицу с Самим Богом.

Купить «Шримад-Бхагаватам» песнь 4 «Четвертый этап творения»: 
Часть 1: https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/shrimad-bhagavatam-41.html
Часть 2: https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/shrimad-bhagavatam-42.html
Часть 3: https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/shrimad-bhagavatam-43.html

Купить «Шримад Бхагаватам» песнь 5 «Творческий импульс творения»:
Часть 1: https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/shrimad-bhagavatam-51.html
Часть 2: https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/shrimad-bhagavatam-52.html

Купить «Шри Чайтанья-чаритамрита»: 
https://www.ahakimov.com/books/vedy-v-pechatnom-formate/chajjtan-ja-charitamrita-adi-lila-tom-1-glavy-1-7.html


Интересно знать..
  • Веды
    Веды
    Веды

    В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества

    Читать далее
  • Книги
    Книги
    Книги

    Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.

    Читать далее
  • Лекции \ Семинары
    Лекции \ Семинары
    Лекции \ Семинары

    Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.

    Читать далее
  • Храм Ведического Планетария
    Храм Ведического Планетария
    Храм Ведического Планетария

    В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.

    Читать далее