Лекции и книги Александра Хакимова

Нужно давать бескорыстную любовь детям или другим людям только для того, чтобы научить их бескорыстной любви к Богу. Другой и более высшей цели не существует.

Александр Хакимов. Книга "Иллюзия и реальность".

"Сила духа против страха". Часть 3


"Сила духа против страха". Часть 3

Встреча Александра Хакимова с Ириной Муромцевой на тему:

«Сила духа против страха». Часть 3.

27.02.2022г, г. Сочи.

Ирина Муромцева: Как разговаривать с детьми, как объяснять происходящее? До них не просто доносятся отголоски, а они уже свидетели, причем иногда внутрисемейных споров, особенно если близкие оказались по разные стороны баррикад. В моем окружении есть люди, у которых так происходит. Сейчас мы сделали посыл взрослым людям, и теперь хотелось бы услышать, что должны говорить взрослые, которые могут что-то объяснять детям. Как говорить об этом с детьми?

Александр Геннадьевич Хакимов: Детям нужна просто любовь и забота. Им не нужны политические объяснения. Нужно объяснить, что в этом мире случаются войны, и история полна таких примеров. Мы видим, что есть герои и негодяи. В эти трудные времена кто-то – герой, а кто-то – предатель. Так жизнь иногда сурово показывает нам наше лицо.

Детей обычно воспитывают на самых лучших примерах истории: на примерах великих героев, мудрецов и святых, великих ученых. Их не должны воспитывать на плохих примерах, где идет национальная вражда и грызня, – это плохое воспитание. Детей нужно беречь, чтобы они усвоили главные, фундаментальные аспекты мироздания и основывались на них. Тогда они уже сами смогут найти место деталям. Нужно будет терпеть плохие качества в себе и в людях, и стараться видеть хорошие, но сначала нужно знать фундамент – ради чего мы должны защищать, культивировать хорошие вещи. Поэтому детей воспитывают фундаментально, на самых лучших примерах.

Ирина Муромцева: Вы сами не раз повторяли, что люди, не научившиеся любить, неизбежно будут бояться друг друга. Где учат любить, и какой смысл Вы вкладываете в слово «любить». Я говорю сейчас с поправкой именно на нашу страну, и в первую очередь имею в виду Советский Союз. Я задаю этот вопрос, потому что те народы, которые проходят много разных трудностей в виде войн и других испытаний, ставят любовь на последнее место. Они ценят выживание, сохранение целостности территорий, своей нации, но про любовь задумываются в последнюю очередь. Есть истории про бабушек, которые всегда требовали, чтобы их внуки съедали все до последней крошки, потому что был голод, и они боялись, чтобы ребенок не испытывал этого голода. Это, наверное, тоже делалось из любви, но в первую очередь людьми двигали другие чувства.

Возвращаясь к моему вопросу: где этому учат, и какой смысл Вы вкладываете в слово «любить»?

Александр Геннадьевич Хакимов: Этому учат исключительно священные книги, потому что любовь имеет, как Вы сказали, великий диапазон: от бабушкиной любви, которая своей любовью просто помогает вскормить человека, до пророческой любви. Любовь – это самая великая сила в этом мире, но она должна быть развита. Она дремлет в сердце каждого живого существа. Пушкин писал: «Любви все возрасты покорны». У каждого в сердце есть дремлющая любовь, но ей нужно дать развитие. Сегодня мы говорим, что сначала нужно выжить, устроиться, экономически обустроить свою жизнь, а уже потом любить. Но священные писания говорят, что сначала должна быть любовь, и тогда уже экономика изойдет из наших честных отношений, потому что любовь – это автоматически честность. Вы не можете обманывать того, кого вы любите, вы не можете жить за его счет. Вы, наоборот, начинаете служить этому человеку: не брать у него, а давать ему. Начинается взаимообмен, и из него автоматически развивается экономика.

Но любовь нужно понять не как чувства. В исламе говорят: «Не любовь главное в семье, а забота». Нужно понять любовь как бескорыстное служение. Если нет чувства любви ко всем, то нужно просто сделать для людей что-то бескорыстно, и тогда мы почувствуем, что у нас есть эта любовь.

Когда мы в Армении развозили пищу, которую сами же и готовили (там было очень напряженно, с 5 утра мы уже были на ногах и так до 11 вечера, каждый день, и нужно еще развезти – покормить людей), я чувствовал связь с людьми, и они чувствовали связь с нами. Была благодарность, были удивительные глаза, полные доброты. Мы просто купались в счастье, хотя вокруг были обломки после землетрясения.

Также люди ездили кормить людей в Чечне, и там было то же самое. В такие опасные моменты доброта спасительна, а любовь могущественна, когда вы бескорыстно помогаете людям.

Эта любовь недостаточно развита, и когда идут военные действия, беженцы нуждаются в помощи, и вы естественно начинаете им помогать, тогда развивается наша любовь к любому человеку, который нуждается в этом. Война тоже учит отношениям. В военное время спрашивают: «Если со мной что-то случится, ты возьмешь моего сына в свою семью?» На это отвечают без лишних разговоров: «Конечно возьму». Никто не говорил: «Нет, не могу, денег не хватает». Говорили: «Мы как одна семья, потому что мы все в одной ситуации». Оказывается, мы выживаем за счет любви. Если бы каждый был сам за себя, мы бы так не выжили, а вот когда люди сплачиваются, их объединяет именно бескорыстная деятельность, и тогда пробуждается любовь. Ее можно пробудить бескорыстной деятельностью.

Потому и говорится о любви к Богу, что мы делаем что-то ради Бога: не ради выгоды, а ради того, чтобы Бог был доволен. Вот это уже полностью бескорыстно, а иначе будет эксплуатация. Война кончится, и опять начнется «я» и «мое»; опять начнутся конфликты, потому что в этом нет Бога. Все закончилось. Война представляла могущество, разрушительную силу Бога, и ее люди боялись.

Так аборигены поклоняются грому и молнии – они видят Бога в страшной стихии. Пока стихия была, мы верили в Бога, но стихия ушла, и Бога снова нет, и снова мы каждый сам за себя. А в Ведах предписывается постоянный любовный обмен между людьми: давать дары, принимать дары, угощать освященной пищей, принимать освященную пищу, делиться сокровенными мыслями. Этот любовный обмен культивирует любовь в сердце, и она пробуждается. Это стимулятор, где могут проявиться любовь и доверие. Это новая цивилизация: где управляет любовь, там не нужна такая бюрократия, не нужны такие силовые структуры.

Науку любви нужно изучать, прививать людям. Поймите, этого можно достичь просто при помощи образования. Элементы любви нужно вводить практически – это работает. Необходима система, которая организует для нас такую деятельность.

Ирина Муромцева: Мне запомнилась Ваша фраза: «С каждым произойдет то, что он уже оплатил», и сейчас, когда будущее будоражит людей: «Что со мной будет?» – можно ответить: «Что оплатил – то и будет». Это действительно трудно – отделить семена от плевел и понять, что есть прямая связь между тем, что я делаю сейчас, и тем, что меня ждет. Не формально, не просто я послушала Хакимова, а он говорил, что надо посочувствовать, – посмотрю, где собирают одежду для беженцев, и, что у меня есть ненужного, соберу, отвезу туда и буду сидеть с ощущением того, что я сделала свой вклад в дело примирения, любви и добра. Но через денек-другой начну удивляться, что не помогло: я не чувствую ни успокоения, ни чего-либо еще.

Конечно, хочется верить в то, что люди, имеющие уши, слышат, и, внимая этому, будут во всем происходящем делать шаги, действительно связанные с выбором мира в душе, в глубине себя, и в искренних проявлениях заботы и сочувствия по отношению друг к другу.

Но какие это должны быть действия, чтобы сам человек не сомневался в том, что он действительно поступает искренне? Ведь критерий искренности, проявления чувств, наверное, у каждого свой, и один человек может свалиться в жертвенность, а другой – поступить иначе. У нас не накачана эта мышца, мы нечасто пользовались ею в последнее время. На что ориентироваться, где критерий искренности?

Александр Геннадьевич Хакимов: Искренность – это честность перед самим собой. Внутри себя я хочу делать добро, значит, я и должен это делать. Не то что я хочу делать добро, но не делаю, потому что другие не делают или потому что сейчас я не могу сделать этому человеку добро, поскольку он мне не нравится. Это неискренняя, двойственная, лицемерная позиция.

Добро – перед Богом. Любой критерий нужно сравнить с Абсолютной Истиной. «Шри Ишопанишад» утверждает: ӣш́а̄ва̄сйам идам̐ сарвам̇ – «все принадлежит Богу». Если это признать, то люди станут искренними, не будут притязать на чужую собственность, не будут объявлять что-либо своей собственностью. Даже пользуясь тем, что они имеют, они будут считать, что это энергия Бога. Тогда в обществе людей наступит умиротворение. Это опять же образование.

Сейчас мы говорим о том, как сохранить и улучшить жизнь в сложившейся ситуации. Мы живы и переживаем о том, как жить дальше. Но законы природы более суровы, чем мы сейчас говорим. Учит не только жизнь; смерть и болезни тоже учат. В мире присутствуют эти энергии: и смерть, и болезни, и проявления жестокости, и все это тоже учит. Иногда это неизбежно: даже если мы постараемся, мы будем неспособны оградить себя от всех несчастий, потому что они неизбежны, судьбоносны и обязательно произойдут.

Как мы ни стараемся – войны все равно происходят. Гнев вспыхивает, и вы не можете остановить его, вы не контролируете эти вещи ни в общественном, ни в личном смысле. Кто обуздал гнев? Гнев, жадность и зависть становятся организованными, и мы говорим, что сейчас любовь невозможна, и только редкие люди могут так мыслить, потому что мы не организовали любовь. Она есть, ее нужно просто пробудить, организовать, и она проявится и будет действовать. Любовь сильнее. В «Гите» говорится: «Друг мой, зло никогда не одолеет того, кто творит добро». Нужно просто знать, как это делать.

В то время, когда я учился в первом классе, была война во Вьетнаме. Там была страшная война: напалм и другие ужасы. Мы были детьми, и наш школьный учитель сказал: «Вы знаете, что детям во Вьетнаме сейчас так плохо, там идет война, у них нет игрушек и других вещей. Давайте все мы принесем игрушки и пошлем во Вьетнам, тем детям!» Мы все со слезами на глазах бежали домой, искали или покупали игрушки для детей во Вьетнаме, у которых идет война и нет игрушек. У нас было сильное сострадание: что-то такое пробудилось в нас, что вся школа просто сошла с ума. Они все время отправляли посылки во Вьетнам.

Бескорыстное действие пробуждает в нас новые силы и энергии, мы можем горы свернуть! Если женщина любит – она сильна, а если не любит – она слаба. Мужчина может действовать из долга, а женщина – только из любви. Как мать – это гигантская сила, потому что у нее есть любовь, которая возникает из бескорыстного служения. Природа устроила так, что мать почитается первой после Бога, потому что ее служение бескорыстно. Это самые чистые отношения в материальном мире. Дух служения можно пробуждать, воспитывать, можно обучить служению всех людей: и мужчин, и женщин во всех народах, если мы это организуем.

Постепенно нужно это организовывать, но какие-то вещи мы сейчас и правда не можем исправить. Где-то сейчас просто приходит смерть, бомбы падают на головы, и это тоже жизнь, тоже уроки. Я убежден, что жизнь не прекращается со смертью тела, у меня даже есть опыт клинической смерти. Поэтому, что касается меня – у меня нет сомнений.

Я не только думаю о конкретной ситуации, но также пытаюсь вспомнить опыт своей жизни и применять его с помощью своего разума. Где-то мы сейчас ничего не сможем сделать, мы не сможем спасти тела тех людей, которые погибают.

Ирина Муромцева: Александр Геннадьевич, сегодня Вы сказали очень много простых и важных вещей. Я надеюсь, что они будут услышаны людьми, коснутся их души. Я также надеюсь, что, услышав Ваши мысли, выраженные в словах, люди обретут устойчивость и решат для себя, как жить и действовать дальше в складывающейся ситуации. Мы сейчас находимся перед аудиторией, поделившейся надвое, очень остро переживающей этот конфликт между Россией и Украиной. Нас смотрят люди, которые внутренне поддерживают то, что сейчас происходит, и считают, что так они отстаивают свои границы и ценности и не дают Америке что-то проявлять.

Также нас смотрят те, кто считает, что война, какая бы она ни была, ужасна, и ее не оправдывает ничего: ни какие-либо территории, ни границы, ни накопленные ценности. Что бы Вы сказали всем людям, которые находятся в этом разделении и которым трудно найти для себя объяснения, чтобы повернуться друг к другу, и в первую очередь к самим себе, лицом? Чего бы Вы им сейчас пожелали и на чем бы сфокусировали их внимание в завершение нашего разговора?

Александр Геннадьевич Хакимов: Я понимаю эти точки зрения, они тоже оправданы. Политику тоже можно понять. Я не отказываюсь о этих вещей – для таких действий тоже есть причины и основания. Это может быть профилактикой большей опасности. Я могу принять все эти точки зрения, но есть принцип выше всех материальных точек зрения, и я призываю к этому принципу даже тех, кто сейчас воюет. Это милосердие. Даже воевать можно с милосердием. Даже врага можно уважать, как говорил отец Гектора.

Есть не просто победа и война, а еще нравственность, милосердие. Давайте сейчас просто проявлять милосердие, где бы кто ни находился. Давайте оставаться нравственными людьми, не опускаться до животной ненависти. Давайте сохраним нашу честь. Если кто-то может помочь деньгами – посылайте деньги беженцам, голодным. Кормите их, если есть возможность. Если у вас нет никаких возможностей – молитесь за этих людей, но сохраняйте милосердие в сердце – вот что важно в этой ситуации. Вот это принцип, превосходящий все точки зрения. Это как красный крест, который необходим всем: и тем, кто прав, и тем, кто неправ. Наряду с политикой и оправданными, объяснимыми действиями должны быть высшие ценности.

Иногда люди вынуждены воевать, и мы принимаем это. Мы не будем резко протестовать, создавать оппозицию, усложнять ситуацию. Давайте быть милосердными к друг другу, к людям. Таково мое послание.

Ирина Муромцева: Спасибо большое, Александр Геннадьевич, за этот разговор, за этот эфир, за время, которое Вы нашли и уделили тем, кто смотрел нас сейчас в прямом эфире и будет смотреть этот эфир в записи. Я тоже желаю вам найти внутреннего милосердного человека и в первую очередь быть милосердными к себе: не эгоистично милосердными, а прощающими и разрешающими себе, если уж вы переживаете за то, что происходит. Желаю вам без обвинений и без разбрызгивания злобы и желчи принять себя в этих переживаниях.

А следующий шаг – то, о чем говорил Александр Геннадьевич, проявление милосердия к тем, кто находится рядом. Потому что, когда мы помогаем, есть возвратный механизм мозга. Когда в младенчестве нас любили, качали и гладили наши родители, мы чувствовали от этого безопасность. А теперь, когда мы гладим ребенка, кошку, собаку или другого человека, или протягиваем ему руку, о чем сказал Александр Геннадьевич, у нас срабатывает этот механизм, и мы чувствуем безопасность, душевное спокойствие и комфорт. Поэтому следующий шаг – протянуть руку другому: тому, кому хуже, – погладить, принять, обнять, помочь тем, чем ты реально можешь помочь. Это и будет самым действенным. Благодарю вас!

Александр Геннадьевич Хакимов: Спасибо огромное, Ирина, за этот эфир, за то, как Вы его вели. У Вас в сердце есть глубокое, материнское сострадание. Я желаю всем духовной силы, держитесь!


Ссылка на часть 1: https://www.ahakimov.com/articles/-sila-duha-protiv-straha-chasti-1.html

Ссылка на часть 2: https://www.ahakimov.com/articles/-sila-duha-protiv-straha-chasti-2-1.html


Интересно знать..
  • Веды
    Веды
    Веды

    В слове «Веда» слышится что-то родное. Ведать, ведомство, проповедовать… «Веда» – означает «знание». Это знание пришло из глубины веков, время разрушает всё, но только не Знания. Санскрит, на котором написаны Веды, является источником множества

    Читать далее
  • Книги
    Книги
    Книги

    Александр Геннадьевич Хакимов является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Варнашрама-дхарма» (Совершенное общественное устройство), «Уровни сознания», «Эволюция сознания» и других.

    Читать далее
  • Лекции \ Семинары
    Лекции \ Семинары
    Лекции \ Семинары

    Александр Геннадьевич Хакимов за 30 лет путшествий по России, ближнему и дальнему зарубежью провел более 1000 успешных семинаров в 17 странах мира. Поэтому тысячи людей так ждут встречи с ним, чтобы получить заряд энергии и силу для внутреннего прогресса, позитивных перемен в жизни. Практически каждый день его жизни – это лекции в переполненных залах, где он делится с людьми полученными знаниями.

    Читать далее
  • Храм Ведического Планетария
    Храм Ведического Планетария
    Храм Ведического Планетария

    В Индийском городе Маяпуре – мировом центре ведической духовной культуры – возводится купол необыкновенного храма, который, согласно предсказаниям Вед, изменит судьбу всей нашей планеты. Авторитеты ведического знания говорят, что именно после открытия Храма Ведического Планетария наступит долгожданный Золотой Век – возрождение духовности на всей планете Земля. Ренессанс, которого так ждут люди.

    Читать далее